О нас

Новости

Документы

Родителям

Мы творим

История

Разработки

Фото

Ссылки

Пишите нам

Развитие творческого потенциала ребенка

Основным направлением в учебно-воспитательной работе прогимназии 1768 является реализация комплексного подхода к развитию творческого потенциала личности учащихся.

Это объясняется тем, что наше время - век информации: в обществе происходят бурные изменения. Человек вынужден реагировать на них, но часто бывает не готов к этому. Для того, чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, каждый из нас должен активизировать свой творческий потенциал, быть постоянно изменяющимся в изменяющемся мире.

По мнению ведущих психологов, в младшем школьном возрасте, в ходе психического развития, у детей должно сформироваться чувство умелости (компетентности). Если же чувство умелости не формируется, то возникает чувство неполноценности. Таким образом, становится ясной роль эмоциональных моментов в развитии ребенка.

Ребенок младшего школьного возраста овладевает базовыми учебными навыками, правилами школьной жизни, у него формируются навыки социального взаимодействия. Все эти моменты переживаются ребенком эмоционально. Если он благополучно решил вышеуказанные возрастные задачи - формируется обобщенное положительное эмоциональное переживание - чувство умелости. В случае нерешения возрастных задач или частичного решения у ребенка появляется негативное эмоциональное переживание - чувство неполноценности.

В основе нашего подхода к развитию творческого потенциала лежит представление о творческости как реализации человеком собственной индивидуальности. Индивидуальность понимается как уникальность, неповторимость каждого человеческого существа; в качестве ее самодостаточного проявления принимаются эмоциональные реакции и состояния человека, указывающие на индивидуальное отношение к происходящему. Поэтому для развития творческого потенциала необходимо осуществлять работу с эмоциональным содержанием.

Основные задачи программы развития творческого потенциала:

  1. Создание условий, обеспечивающих свободное выражение учащимися собственных эмоциональных состояний.
  2. Обучение учащихся способам группового взаимодействия.
  3. Развитие у учащихся способности планирования и прогнозирования.
  4. Развитие у учащихся навыков использования имеющихся знаний в новых условиях.

Решение данных задач осуществляется в учебном процессе, в частности, во время учебных занятий курса "Развитие творческого потенциала личности школьника" - автор, ведущий научный сотрудник Психологического Института РАО, доктор психологических наук, лауреат Премии Правительства РФ Яковлева Е.Л.

Реализации задач способствует использование принципов развивающего обучения (проблемность, диалогичность, индивидуализация). Применительно к нашим занятиям они означают, что проблемы ставятся в эмоциональной области и решаются в диалоге со взрослым и со сверстниками; индивидуализация проявляется в том, что принимаются все эмоциональные проявления ребенка.

Обязательным при проведении программы является соблюдение условий безоценочности, принятия, безопасности, поддержки. Эти условия реализуются посредством соблюдения следующих положений: восхищаться каждой идеей ребенка, как восхищаются его первыми шагами; позитивно подкреплять все идеи и ответы ребенка; использовать ошибку как возможность нового, неожиданного взгляда на что-то привычное. Надо максимально адаптироваться ко всем высказываниям детей, создать климат взаимного доверия; обеспечить независимость в выборе и принятии решений с возможностью контролировать собственное продвижение.

Непременным условием проведения занятий является поддержка личности ребенка. При проведении занятий исключена всякая критика личности и деятельности детей, принимается и выслушивается все, что ими делается.

Материалом, который прорабатывается в программе, служат переживания детей, их устойчивые повседневные отношения, т.е. то, что им близко (возможно, не всегда понятно самому ребенку, но зато привычно). В результате дети осознают свои сиюминутные состояния как нечто особенное, важное, имеющее определенную ценность. Дети понимают и чувствуют, что у других это происходит совсем иначе. Другой человек по-другому чувствует, по-другому выражает свои переживания. Только так - придавая ценность собственным переживаниям ребенка - можно воспитать ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА, УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ И САМОУВАЖЕНИЕ.

Использование повседневного эмоционального опыта детей - непременное условие проведения занятий. Это позволяет им почувствовать, что все, что происходит с ними, очень важно. Ребенок живет здесь и сейчас, и все разговоры взрослых о будущем его не затрагивают.

Особое значение в развитии творческого потенциала учащихся имеют занятия в музеях Москвы. Важную роль играет цикл "от 6 до 16" в Оружейной палате Московского государственного музея-заповедника "Московский Кремль". Тема занятий первого года обучения - "По залам Оружейной палаты с героями любимых сказок". Совместная работа с музейными педагогами продумана таким образом, чтобы искусство максимально развивало чувственную сферу ребенка, активизировало художественные эмоции, мышление, представления, сформировало особую шкалу духовных ценностей.

То, что ребенок узнал и прочувствовал в музее, снова и снова актуализируется на психологических занятиях в прогимназии, уроках изобразительного искусства и художественного труда. Эмоциональное воздействие искусства глубоко осмысливается ребенком, приобретает для него индивидуальное, личностное значение. У ребенка формируется позитивное отношение к человеку, к миру.

Посещение цикла филармонических концертов в Доме Нащокина, работа хоровой студии, хореографического кружка способствуют личностному и творческому развитию детей, так как содержанием этой работы в основном являются эмоциональные реакции и состояния, т.е. самодостаточные проявления человеческой уникальности.

Трофимова Инна Александровна,
заместитель директора по учебной работе

   
Hosted by uCoz