![]() |
||||||||
О нас Новости Документы Родителям Мы творим История Разработки Фото Ссылки Пишите нам |
Кто такие левши и что с ними делать
Ребёнок-левша - сложное, зачастую до сих пор плохо понимаемое явление. Для ознакомления с ним нужен глубокий анализ психофизиологических причин левшества. Проблемы вокруг левшей возникают с самого детства: с момента поступления в школу, а часто и с детского сада, и не покидают их в течение всей жизни. Освоение многих профессий практически невозможно или затруднено для людей, пользующихся левой рукой. Даже, если левшу переучить на работу правой рукой, большая координация левой останется у него навсегда. И в экстремальных ситуациях левая рука приобретёт приоритетное значение. Этот факт актуален при выборе таких профессий, которые связаны с расположением каких-либо приборов, пультов управления для удобства праворукого человека, которых большинство (шофёр, пилот самолёта, машинист). Почти вся бытовая техника, станки. Даже турникеты в метро рассчитаны на праворуких людей. В настоящее время важность обозрения данной проблемы основана на постоянно растущем числе леворуких школьников и одновременно незнании большинством педагогов методики работы с такими учениками. Существует противоречие между психологическими и физиологическими особенностями, с одной стороны, и отсутствием специального психолого-педагогического подхода к ученику-левше с учётом этих особенностей в работе учителя, с другой. Феномен левшества таит в себе ещё много нераскрытых тайн. Именно поэтому у всех, интересующихся данной проблемой, возникает множество вопросов, которые требуют решения. Возникновение леворукости - это довольно сложная проблема и одним из важнейших аспектов в причине её возникновения является асимметрия полушарий головного мозга. Каждое полушарие головного мозга имеет свои особенности и отвечает за определённые сферы психической деятельности. Эти особенности и будут проявляться в высших психических функциях ребёнка, в его деятельности, в приспособлении к различным влияниям среды. Одна из главных особенностей функционального развития леворуких детей (младшего школьного возраста в частности), которую отмечают все исследователи - это лучшее опознание вербальных (словесных) стимулов, чем невербальных (схем, модулей). Леворукие дети хуже справляются со зрительно-пространственными заданиями, чем со словесными. (При обучении же часто используются модели и схемы, а именно они могут быть трудны для этих детей, т.к. левши часто путают правую и левую стороны, иногда верх и низ). Необходимо учитывать недостаточность наглядно- образного мышления, зрительной памяти, пространственного восприятия, характерных для многих леворуких детей. Но в то же время хотелось бы подчеркнуть, что, если ребёнок-левша нормально рос и развивался, если его не переучивали, ТО ПОДХОД К НЕМУ СУЩЕСТВЕННО НЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ПОДХОДА К РЕБЁНКУ-ПРАВШЕ. ГЛАВНОЕ НЕ ЗАБЫВАТЬ О ЕГО ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПРИ РАБОТЕ В ШКОЛЕ И ДОМА. Далее хотелось бы рассмотреть некоторые особенности организации процесса обучения ребёнка-левши. В процессе обучения в школе возникает большой комплекс проблем. Это дифференцированные (с учётом особенностей левшей) методики обучения, это комплекс гигиенических требований к рабочему месту, инструменту и многое-многое другое, что ещё не решено и не сделано. Леворукие дети отнюдь не однородная группа, но требования к организации рабочего места для всех леворуких людей общие: посадка, положение тетради, способ держания ручки. Наибольшей отличительной особенностью в процессе обучения леворуких детей является письмо. Больше всего проблем вызывают трудности в обучении процессу письма. Какие же требования необходимо предъявить к письму леворукого ребёнка? Основные из них: правильное написание форм букв и их соединений; соблюдение расстояний между буквами и словами; сохранение линейности и ритмичности; прямое письмо с небольшим наклоном в правую или левую сторону. КАТЕГОРИЧЕСКИ ПРОТИВОПОКАЗАНО ТРЕБОВАТЬ ОТ ЛЕВОРУКОГО РЕБЁНКА БЕЗОТРЫВНОГО ПИСЬМА. При письме у леворуких больше отрывов, меньше связанность. Соединяются буквы, как правило, короткими прямыми линиями. У леворуких детей гораздо чаще, чем у праворуких, отмечается весь комплекс трудностей письма: выраженное нарушение почерка, тремор (дрожание линии), оптические ошибки, искажение конфигураций букв, искажение соотношения частей, зеркальное письмо. Во избежание выше указанных проблем необходима специальная тренировка пространственно-зрительного восприятия, зрительной памяти, мелких мышц кисти. Для этого можно использовать комплекс следующих упражнений: Упражнения для тренировки пространственно-зрительного восприятия.
Упражнения для развития мелкой моторики руки ребёнка:
Рекомендации для взрослых:
Мазур Елена Владимировна,
|
|
||||||