О нас

Новости

Документы

Родителям

Мы творим

История

Разработки

Фото

Ссылки

Пишите нам

Кто такие левши и что с ними делать

Так и есть. Я всё делаю левой рукой.
 И это значительно удобнее, чем правой.
 Губарев В.Г.
«Королевство кривых зеркал»

 

 

Ребёнок-левша - сложное, зачастую до сих пор плохо понимаемое явление. Для ознакомления с ним нужен глубокий анализ психофизиологических причин левшества.

Проблемы вокруг левшей возникают с самого детства: с момента поступления в школу, а часто и с детского сада, и не покидают их в течение всей жизни. Освоение многих профессий практически невозможно или затруднено для людей, пользующихся левой рукой. Даже, если левшу переучить на работу правой рукой, большая координация левой останется у него навсегда. И в экстремальных ситуациях левая рука приобретёт приоритетное значение. Этот факт актуален при выборе таких профессий, которые связаны с расположением каких-либо приборов, пультов управления для удобства праворукого человека, которых большинство (шофёр, пилот самолёта, машинист). Почти вся бытовая техника, станки. Даже турникеты в метро рассчитаны на праворуких людей.

В настоящее время важность обозрения данной проблемы основана на постоянно растущем числе леворуких школьников и одновременно незнании большинством педагогов методики работы с такими учениками. Существует противоречие между психологическими и физиологическими особенностями, с одной стороны, и отсутствием специального психолого-педагогического подхода к ученику-левше с учётом этих особенностей в работе учителя, с другой.

Феномен левшества таит в себе ещё много нераскрытых тайн. Именно поэтому у всех, интересующихся данной проблемой, возникает множество вопросов, которые требуют решения.

Возникновение леворукости - это довольно сложная проблема и одним из важнейших аспектов в причине её возникновения является асимметрия полушарий головного мозга.

Каждое полушарие головного мозга имеет свои особенности и отвечает за определённые сферы психической деятельности. Эти особенности и будут проявляться в высших психических функциях ребёнка, в его деятельности, в приспособлении к различным влияниям среды.

Одна из главных особенностей функционального развития леворуких детей (младшего школьного возраста в частности), которую отмечают все исследователи - это лучшее опознание вербальных (словесных) стимулов, чем невербальных (схем, модулей). Леворукие дети хуже справляются со зрительно-пространственными заданиями, чем со словесными. (При обучении же часто используются модели и схемы, а именно они могут быть трудны для этих детей, т.к. левши часто путают правую и левую стороны, иногда верх и низ).

Необходимо учитывать недостаточность наглядно- образного мышления, зрительной памяти, пространственного восприятия, характерных для многих леворуких детей. Но в то же время хотелось бы подчеркнуть, что, если ребёнок-левша нормально рос и развивался, если его не переучивали, ТО ПОДХОД К НЕМУ СУЩЕСТВЕННО НЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ПОДХОДА К РЕБЁНКУ-ПРАВШЕ. ГЛАВНОЕ НЕ ЗАБЫВАТЬ О ЕГО ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПРИ РАБОТЕ В ШКОЛЕ И ДОМА.

Далее хотелось бы рассмотреть некоторые особенности организации процесса обучения ребёнка-левши.

В процессе обучения в школе возникает большой комплекс проблем. Это дифференцированные (с учётом особенностей левшей) методики обучения, это комплекс гигиенических требований к рабочему месту, инструменту и многое-многое другое, что ещё не решено и не сделано.

Леворукие дети отнюдь не однородная группа, но требования к организации рабочего места для всех леворуких людей общие: посадка, положение тетради, способ держания ручки. Наибольшей отличительной особенностью в процессе обучения леворуких детей является письмо. Больше всего проблем вызывают трудности в обучении процессу письма.

Какие же требования необходимо предъявить к письму леворукого ребёнка? Основные из них: правильное написание форм букв и их соединений; соблюдение расстояний между буквами и словами; сохранение линейности и ритмичности; прямое письмо с небольшим наклоном в правую или левую сторону. КАТЕГОРИЧЕСКИ ПРОТИВОПОКАЗАНО ТРЕБОВАТЬ ОТ ЛЕВОРУКОГО РЕБЁНКА БЕЗОТРЫВНОГО ПИСЬМА. При письме у леворуких больше отрывов, меньше связанность. Соединяются буквы, как правило, короткими прямыми линиями.

У леворуких детей гораздо чаще, чем у праворуких, отмечается весь комплекс трудностей письма: выраженное нарушение почерка, тремор (дрожание линии), оптические ошибки, искажение конфигураций букв, искажение соотношения частей, зеркальное письмо.

Во избежание выше указанных проблем необходима специальная тренировка пространственно-зрительного восприятия, зрительной памяти, мелких мышц кисти. Для этого можно использовать комплекс следующих упражнений:

Упражнения для тренировки пространственно-зрительного восприятия.

Найди буквы и обведи их:
Обведи в кружок неправильные буквы:

Упражнения для развития мелкой моторики руки ребёнка:

  1. Ладошки лежат на парте. Дети поднимают пальцы по одному сначала одной руки, затем другой. Повторяют это упражнение в обратном порядке.

  2. Ладошки лежат на парте. Дети поочерёдно поднимают пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.

  3. Дети зажимают ручку или карандаш средним и указательным пальцами. Сгибают и разгибают эти пальцы, следят, чтобы ручка или карандаш не опускались ниже большого пальца.

  4. На столе лежит десять-пятнадцать карандашей (палочек). Одной рукой (не помогая другой) надо собрать в кулак карандаши (палочки), беря их по одному, затем так же по одному положить карандаши на стол.

  5. Учащиеся зажимают ручку вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делают «шаги» по поверхности стола.

  6. Дети зажимают конец ручки средним и указательным пальцами правой руки. Большой конец ручки находится дальше от груди. Дети переворачивают ручку и вкладывают её длинным концом в левую руку. Очередным переворотом вкладывают её в правую руку и так далее. В этом упражнении ручка вращается в вертикальной плоскости. Руки при этом упираются в край парты так, что локти чуть свешиваются, а ладони приподняты над партой. Если поставить локти на парту, то это упражнение даст возможность вращать ручку в горизонтальной плоскости.

  7. Это упражнение напоминает перекатывание мячика в руках. Дети, представив себе, что у них в ладошках мячик, делают движения, имитирующие поворачивание мячика в разные стороны.

Рекомендации для взрослых:

  • Не переучивайте насильно левшу - дело не в руке, а в устройстве мозга;

  • Внимательно и терпеливо относитесь к ошибкам, связанным с асимметрией письма и чтения: зеркальное письмо, чтение и письмо справа налево. Дайте ребенку время перестроиться, если общепринятое направление ему не свойственно.

  • При необычном написании ребенком букв проверьте, не связано ли это с предпочтением им направления по часовой стрелке. Если это предпочтение очень выражено, оставьте ребенка в покое.

  • Помните, что кроме обычного положения авторучки при письме, существует еще письмо "крюком" и параллельно строчке, которые являются естественными и нормальными для некоторых детей. Переучивание чревато очень тяжелыми последствиями

  • Помните, что есть дети, для которых общепри­нятое положение тетрадки при письме опасно: подберите для такого ребенка поло­жение листа бумаги индивидуально.

  • Будьте терпеливы и внимательны к левше, помните, что он эмоционален и раним.

  • Обучая левшу, старайтесь сделать процесс обучения ярким и красоч­ным, привлекайте наглядные пособия, чтобы он мог обу­чаться не только ушами, но и глазами, и руками, не столько через слова, сколько через предметы.

  • Не переусердствуйте с соблюдением режима, если у вас ребенок левша — для него жесткое следование режиму может быть непомер­но трудным.

  • Берегите левшу от чрезмерных нервных нагрузок, будьте осторожны и так­тичны, наказывая или ругая его.

  • Не старайтесь сделать левшу таким, как все, больше доверяйте его природе. Его уникальность, непохожесть на других — это его достоинство.

  • Не уличайте в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы.

  • Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его успехи и достижения.

  • Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.

Мазур Елена Владимировна,
учитель начальных классов.

 

   
Hosted by uCoz