О нас
Новости
Документы
Родителям
Мы творим
История
Разработки
Фото
Ссылки
Пишите нам
|
Что должны знать родители о психологических особенностях
младшего школьника?
Говоря о младшем
школьном возрасте, нельзя забывать о том, что школа является важнейшим
социальным пространством (кроме семьи и соседей), где разворачиваются
жизненные события ребенка, в которых он решает свои важнейшие проблемы
развития.
Считается, что самой
главной среди них является установление и осуществление социальных связей.
Решение именно этой задачи предполагает переживание себя как владельца
тайны собственного Я (непрозрачного для других).
В возрасте 6-8 лет вести себя правильно означает - вести себя с другими
соответственно тому, как они относятся ко мне, чтобы не упускать своего,
а в 8-12 - отвечать ожиданиям других; доставлять другим радость, чтобы
другие хорошо обо мне думали, и сам я хорошо о себе думал.
Мера правильности
связана с осознанием детьми того факта, что отношения между людьми строятся
на основе норм. Эти нормы чужды самому человеку, их надо интроецировать
(ввести внутрь себя), освоить, для того чтобы другие люди не причиняли
тебе боль, разрушая границы психологического пространства. Мера правильности,
требование соблюдать ее - основа развития морального сознания ребенка,
направленного на сохранение и развитие границ психологического пространства
за счет укрепления его непрозрачности для других. Обида детей этого возраста
на взрослых почти всегда связана с тем, что они нарушают границы психологического
пространства, делают явным для других тайное Я ребенка.
Вооруженный воображением
и способностью действовать по правилам (по образцу взрослых отношений),
ребенок приходит в школу. Воображение помогает ему намечать перспективу
будущих действий, а способность ориентироваться на отношения людей задает
объективное содержание этой перспективы. Такие психические особенности
ребенка являются существенными для последующего школьного обучения.
Школьное детство
- новая ступень в формировании индивидуальности ребенка. Содержание ее
кратко можно представить следующим образом: научиться соотносить общие
и частные, родовые и видовые свойства предметов, вещей и явлений, отношений
людей, научиться организовывать свое поведение в соответствии с этими
свойствами.
Научный тип мышления, который ребенок приобретает в школе, ориентирует
его на общекультурные образцы, нормы, эталоны, закономерности взаимодействия
с окружающим миром. Понятие числа, слова, литературного образа и так далее,
новые действия со свойствами объективного мира, которые составляют основу
научного мышления, делают доступными непосредственному опыту ребенка такие
стороны действительности, которые были недоступны ему в личном опыте.
Можно сказать, что у него появляется больше возможностей для выделения
и ориентировки в самых разных сторонах действительности, а не только в
тех, которые доступны непосредственному опыту.
Вместе с новым типом
знания в жизнь ребенка входят, начиная с подготовительного класса, новые
книги - учебники. Работа с ними - это одно из первых действий по овладению
навыками самообразования. Под руководством учителя школьник учится работать
над текстом, так, как учится понимать учебную задачу, учится проверять
свою работу по образцу, учится правильно ее оценивать.
В жизнь ребенка
входит не только диалог с учителем, но и с научным текстом. Особенность
такого диалога в том, что он формирует у ребенка научную картину мира
- открывает перед ним объективно существующие закономерности, которые
постепенно становятся элементами его мышления.
Наряду с усвоением
содержания системы научных понятий ребенок овладевает способами организации
нового для него вида труда - учебного. Действия планирования, контроля,
оценки приобретают иное содержание, так как действие в системе научных
понятий предполагает четкое выделение взаимосвязанных отдельных своих
этапов. Что я делаю? Как я делаю? Почему я делаю так, а не иначе? В ответах
на такие вопросы о собственных действиях и рождается рефлексия - качественно
новое свойство человеческой психики.
Рефлексия проявляется
в возможности выделять особенности своих действий и делать их предметом
анализа. Если дошкольник в абсолютном большинстве случаев ориентируется
на свой индивидуальный опыт действия, то младший школьник начинает ориентироваться
на общекультурные образцы действия, которыми он овладевает в диалоге со
взрослыми.
Диалог обязательно
предполагает взаимопонимание, возможность и необходимость принятия точки
зрения другого человека. В этом смысле общение младшего школьника с учителем
открывает для него новые формы сотрудничества с другими. Уже к третьему
классу школьник может осуществлять контроль не только за своей работой,
но и за работой одноклассников, может выполнять учебную работу самостоятельно
или в паре с товарищем. К четвертому классу он может сам поставить перед
собой учебную задачу, составить режим работы, оценить и проверить ее.
Новые типы сотрудничества с другими людьми совершенствуют и систему нравственных
оценок ребенка, вносят в нее новое качество - оценку затраченного труда,
как своего усилия, так и усилия других. И в этом смысле учение является
подлинным трудом для маленького школьника.
В чем причина нежелания
учиться? Почему процесс обучения сдерживает, тормозит развитие индивидуальности
ребенка?
Чтобы разобраться
в этом, а значит и помочь своим детям в учении, нам надо еще раз четко
представить, что важнейший компонент научного мышления, которым ребенок
овладевает в школе, - не только выделять существенное в окружающем мире,
но и способность обосновать, оценить, проконтролировать свои действия,
свой выбор того или иного способа действия. Прежде всего это значит, что
при оценке результатов учения мы, взрослые, должны исходить из особых
критериев, которые отражают подлинные показатели развития ребенка, а не
успешность в исполнении тех или иных частных, пусть и достаточно сложных,
действий.
Какие же это критерии?
В чем их педагогический смысл? Посмотрим на наше отношение к младшему
школьнику. Спросите себя, как вы спрашиваете его о школьных делах: какую
отметку он сегодня получил или чему он сегодня научился. Разница в вопросах
отражает и суть проблемы снижения интереса к учению в младшем школьном
возрасте. В вопросе об оценке вы невольно придаете значение только результату,
а если признаться честно, то оценкой меряются способности, трудолюбие
и другие качества нашего школьника. Безусловно, результат учения очень
важен, но ведь он не выражается только в оценке. Он выражается в реальных
знаниях и умениях ребенка. Послушайте старших школьников, они все хотят
идти в школу, чтобы (в абсолютном большинстве случаев) получать пятерки.
А если не получат? Или получат не все? Тут и возникает одна из трудностей,
которую нужно очень хорошо представлять родителям и стараться сделать
ее для своего ребенка менее болезненной. Трудность в том, что родители,
часто не осознавая этого, подстраивают свое отношение к ребенку в соответствии
с его школьными успехами. Что стоит в этом смысле замечание второклассницы:
"Меня мама не любит, я плохо учусь, у меня мало пятерок". Следует
напомнить, что успешность ребенка в учении определяется многими факторами,
в том числе и вашей верой в его силы и возможности, вашей реальной помощью
и поддержкой, а не очередной нотацией по поводу плохой оценки или бессмысленными
усилиями по переписыванию несколько раз домашних заданий.
Как же относиться
к успехам и неудачам ребенка в учении? Прежде всего постарайтесь понять,
чем они вызваны. Может быть, на пути его стоит идол, который, по словам
Сухомлинского, подстерегает ребенка в школе. Идол этот - оценка.
Оценка учебного
действия ребенка со стороны взрослого должна предполагать прежде всего
такие критерии, которые известны самому ребенку. Тогда оценка становится
содержательной, да и сам ребенок учится оценивать свое продвижение в усвоении
материала. Само обучение будет поощрять ребенка к дальнейшему обучению.
Родители в этом отношении могут многое сделать для своих детей, если постараются
сами увидеть содержательную сторону оценки и научить этому видению ребенка,
а не ориентироваться слепо на социальное значение оценок. Как отмечает
Амонашвили, сегодня, можно говорить о социальных портретах оценок: торжествующая
"пятерка", обнадеживающая "четверка", равнодушная
"тройка", угнетающая "двойка".
Современные исследования
показывают, что ребенок не может постоянно находиться в ситуации потребления
готового знания. Он хочет и умеет, если научить его, быть активным, самостоятельным
в учебно-познавательной деятельности. Он выступает и формируется в ней
как личность. Чтобы такое происходило, чтобы ребенок был так же жаден
до знаний, как и в дошкольном возрасте, так же стремился действовать,
как взрослый, родители должны всеми способами поощрять его в учебе, приветствуя
наималейшие успехи и не акцентируя внимания на временных неудачах. Сделать
это бывает порой не просто, требуется совместная работа учителя и родителей.
Но она тем более оправдывает себя, что цель ее всегда благородна: создание
благоприятных условий для развития личности.
Субочева Елена Викторовна,
Педагог-психолог
|
|