О нас

Новости

Документы

Родителям

Мы творим

История

Разработки

Фото

Ссылки

Пишите нам

Как правильно подготовить ребенка к обучению в школе?

Педагог-психолог ГОУ Прогимназия №1768 Е.И. Тимченко

В жизни каждого ребенка наступает момент, когда он идет в первый класс. Многие родители не задумываются, как с этого дня изменится жизнь малыша. Многие считают, что ребенок готов к школе, если он умеет считать, читать и писать. Это совершенно не верно. К чему же нужно готовить ребенка, чтобы поступление и учеба в школе не стали для него травмирующим фактором. Что включает в себя понятие ШКОЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ?

Часто взрослые недооценивают тот факт, что школа – совершенно новая ступенька в жизни ребенка. С момента зачисления в школу он приобретает новый статус. Теперь он не просто мальчик или девочка, ребенок становится учеником. Изменение статуса влечет за собой множество перемен: другой распорядок дня, новые правила поведения, ежедневное общение с большим количеством людей, учебные нагрузки. От того насколько хорошо ребенок готов физически, интеллектуально, психологически к таким переменам будет зависеть его успешность обучения в школе. Рассмотрим отдельные стороны готовности старшего дошкольника к школе.

Обратите внимание на общее физическое развитие ребенка. Вес, рост, мышечный тонус, состояние зрения, слуха, моторики (мелких движений кистей рук и пальцев) у ребенка должны соответствовать нормам физического развития мальчиков и девочек 6—7-летнего возраста. К семи годам предполагается, что у старшего дошкольника достаточно развита точность движений. Рука готова к выполнению мелких, точных и разнообразных движений. Ребенок умеет владеть ручкой, карандашом, кисточкой, с удовольствием лепит из пластилина, играет в мозаику, пазлы. Он хорошо освоил бытовые действия: еда вилкой, ложкой, расстегивание, застегивание пуговиц, чистка зубов, одевание, раздевание, шнурование ботинок и т.п.

Нервная системы ребенка должна быть гармонична развита. Степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности должны равновесно соответствовать друг другу. Общее состояние здоровья должно позволять ребенку выдерживать учебные нагрузки: отсутствие тяжелых и хронических заболеваний, частых простудных заболеваний (3-4 раза в год), навязчивых движений (непроизвольные подергивания мышц лица, шеи, моргания, обкусывание ногтей и т.п.), выраженных задержек в развитии (речевом и моторном).

Интеллектуальная готовность к школе включает не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов. Ребенок должен уметь выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности. Ребенок интеллектуально готов к школе, если он способен к систематизации и классификации (находить общее и различное в предметах, явлениях, процессах), наблюдателен, способен к анализу простых причинно-следственных связей. Он активно воспринимает любую новую информацию, задает вопросы, понимает смысл и последовательность событий (на картинках, в простом рассказе, в жизни). Старший дошкольник должен иметь элементарный запас сведений об окружающем мире, о себе, своей семье, быте. Способен высказывать собственное элементарное суждение. Побуждайте ребенка к рассказам о событиях в детском саду, к пересказу сказок. Гуляя на улице, обсуждайте с ним увиденное (явления природы - оттепель, появление листьев на деревьях, поведение людей, животных и пр.)

Развитие внимания и памяти считается достаточным, если ребенок способен к устойчивому вниманию 10-15 минут. Для сохранения концентрации внимания в течение 10-15 минут ему не требуется дополнительных инструкций, внешней организации со стороны взрослых. Он может спокойно переключаться с одного вида деятельности на другой. Однако произвольно управлять своим поведением ребенок еще хорошо не умеет. Малыш может надолго запомнить какое-то событие, если оно привлекло его внимание. Сосредоточиться длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ребенку трудно. Умение делать не только то, что тебе хочется, а то, что необходимо, надо выработать к моменту поступления в школу.

Хорошо, если ребенок правильно произносит все звуки родного языка, обладает хорошим словарным запасом, позволяющим описать событие, ответить на вопрос, задать вопрос. Обратите внимание на речевое развитие ребенка. Старший дошкольник должен правильно строить предложение, используя предлоги, приставки, союзы. Проверьте, умеет ли ваш ребенок самостоятельно рассказать знакомую сказку, составить рассказ по картинкам. Попросите рассказать сказку с интонационной передачей различных чувств. Обратите внимание, нет ли в речи нарушений тема (запинок, растягиваний слов, пауз в середине слова и т.п.). Вовремя обратитесь за помощью к учителю-логопеду, если у вас возникли сомнения в уровне речевого развития малыша.

Будущий первоклассник способен выучить стихотворение в 4-8 строк после нескольких повторений. Попробуйте с малышом механически запомнить 5-6 не связанных между собой слов при 3-4-кратном повторении. Тренируйте память ребенка: учите стихи, пойте с ребенком песенки, вспоминайте события прошедшего дня.

Социальная и личностная готовность предполагают умение малыша общаться и сотрудничать со сверстниками, адекватно реагировать на конфликтную ситуацию. У ребенка не будет трудностей, если он знает правила общения, спокойно идет на контакт со сверстниками и взрослыми, осознает свое положение в процессе этого общения, стремится установить и сохранить положительные отношения. Обратите внимание на состояние ребенка в момент общения. Оцените, не становится ли он излишне возбужденным во время общения, умеет ли различать явные отношение и настроение взрослых, не избегает ли общения. Может дифференцировать ваш ребенок «что такое хорошо и что такое плохо»? Умеет оценивать свои поступки? Поощряйте активный познавательный интерес ребенка к новым видам деятельности, к миру взрослых, к окружающему миру. Поддерживайте его личные достижения («Я уже знаю, умею…, я сам…»). Если у Вас возникли вопросы, связанные с устойчивыми изменениями в поведении ребенка, обратитесь к психологу.

Очень важными являются показатели зрительно-пространственной ориентации дошкольника, которые включает в себя способность узнавать и дифференцировать различные геометрические фигуры. Посмотрите, умеет ли ваш ребенок выделять характерные признаки, классифицировать геометрические фигуры по этим признакам. Понимает ли он расположение фигур и деталей в пространстве и на плоскости (над-под, перед-за, сверху-снизу, справа-слева и т.п.). Порисуйте вместе. Понаблюдайте, стремится ли ребенок срисовывать (копировать) простые геометрические фигуры, буквы, цифры, пересекающиеся линии. Обратите внимание на качество выполнения работы: соблюдаются ли размеры и соотношение, может ли ребенок дорисовывать элементы, детали, части фигур по образцу.

В процессе работы у ребенка не должно возникать трудностей при выполнении задания по инструкции. Он может планировать свою деятельность, доводит задание до конца, умеет оценить его качество. Старший дошкольник сам способен самостоятельно найти и исправить ошибку в своей работе. При неудаче ребенок не сердится, а принимает помощь взрослых, с подсказкой выполняет задание. Занимаясь с дошкольниками, важно обращать внимание на то, как ребенок реагирует на трудности: пытается выполнить начатое дело или бросает его. Если ребенок не любит делать то, что у него не получается, необходимо вовремя прийти ему на помощь. Взрослый при этом обязательно должен эмоционально поддержать ребенка за то, что он доделал до конца начатую работу. Эмоциональная похвала позволяют ребенку верить в свои возможности, повышают его самооценку и стимулируют желание справляться с тем, что не сразу получается. Такое общение с ребенком, как правило, позволяет сформировать учебную мотивацию к моменту поступления в школу.

Указанные компоненты готовности старшего дошкольника к школе представляют собой необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала нормального обучения.

 

   
Hosted by uCoz