ОБЪЕДИНЕНИЕ МУЗЕЙНЫХ ПЕДАГОГОВ РОССИИ

ВАНСЛОВА ЕЛЕНА ГАВРИЛОВНА

 

   
Председатель Объединения музейных педагогов России, Руководитель Всероссийского семинара «Музей и подрастающее поколение», Лауреат конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования за 2003г., Кандидат филологических наук, Член Союза журналистов РФ, Преподаватель Прогимназии № 1768 г. Москвы (курс «Музей и культура»)

 

НЕМНОГО О СЕБЕ

Вся моя жизнь тесно связана с Москвой, где я родилась, училась, работала – и в Литературном музее, и читала лекции по зарубежной литературе, поскольку была в аспирантуре и защитила диссертацию по Ромэну Роллану, и издавала серию «Зарубежная фантастика» в издательстве «Мир», где занималась и переводами, в основном с английского. Да, я бывала в Европе – в Англии, Франции, Германии, Италии, Бельгии и в других странах, но лишь на короткое время и только один раз – в Англии в 1986 году – побывала в командировке, которую можно считать профессиональной.

Только через много лет я поняла, насколько мне повезло родиться в семье, где и отец, и мать, и даже дедушка, и бабушка, прожив нелегкую, но чрезвычайно интересную жизнь, оставались настоящими интеллигентами, носителями истинной культуры, далекой от чванства и фанаберии. Все это я в детстве получила от них, не осознавая того, что в других семьях дело обстоит иначе.

Но вот я оказалась заведующей сектором отдела музееведения НИИ культуры, который теперь называется НИИ культурологии. Для многих брежневские годы – конец 70-х-начало 80-х - были годами застоя, но не для нас. Только что прошел музейный взрыв. Мы ездили по всей стране, от Находки до Кишинева. Удивительно было то, что мы не только проводили социологические исследования, но и сами придумывали себе темы для изучения. Так я пришла к теме «Дети в музее». Еще не звучал термин «музейная педагогика», а я не только в год, но и в день смерти Суслова (нашего «серого кардинала» брежневской эпохи) впервые провела музейное занятие по новой методике с учениками 1-го класса. Это было 25 января 1982 года и совсем не в Москве, а в небольшом городке Торжке Тверской (тогда Калининской) области, где мы с музейщиками под руководством директора Музея А.С.Пушкина Таисии Владимировны Горох начали эксперимент, который длился 8 лет.

Первый семинар «Музей и подрастающее поколение» прошел в НИИ культуры 22 июня 1984 года, еще в догорбачевскую эпоху.

Тогда мы проводили эти Всесоюзные семинары два раза в год. К началу 90-х г.г. они приобрели большую популярность. К нам приезжали музейщики из Прибалтики, Туркмении, Армении, Грузии и Казахстана, масса народу. Свою систему мы тогда назвали «музейный всеобуч», поскольку мечтали о том, чтобы этот всеобуч широко распространился бы по всей стране. Да, это был идеализм, система еще не была разработана, программы еще не существовало, а главное, не было преподавателей, которые бы могли вести этот курс. Позже в «Учительской газете» 2005 года меня назвали идеалисткой – и наверное, есть за что. Но сейчас я считаю, что просто наше время придет позже. Как говорила Марина Цветаева, «моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед». Думается, лет через сто потомки даже построят детский культурный музейный центр «Познай себя».

Почему мне стало так интересно заниматься музейной педагогикой и вообще что она такое?

 

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

Сейчас этот термин стал модным. Почти во всех музеях открываются отделы или сектора музейной педагогики. Печатается много статей, защищена не одна диссертация, написаны книги. Однако, многим до сих пор не ясно, что такое музейная педагогика. Постараюсь коротко сказать об этом.

1. Та московская школа музейной педагогики, которую представляю я и Объединение музейных педагогов России, исходит из представления о мире, как об ОДНОМ ОГРОМНОМ МУЗЕЕ под открытым небом. Отсюда вывод – мы не можем ограничиться только походами в музеи, наша задача – сделать своих учеников исследователями предметного мира в целом

2. Да, мы широко работаем с предметами музейного значения и памятниками, но только с одной целью – оказать воздействие на систему ценностей детей, помочь формированию нравственной личности гуманиста, нацеленной не на потребление, а на творческий подход к жизни. Получается, что музейная педагогика - это прежде всего методики и технологии работы с людьми, с их сознанием, с помощью музейных средств.

3. Отсюда вывод – курс «Музей и культура» предполагает еженедельную работу в школе (1 час в неделю ) с ОДНИМ И ТЕМ ЖЕ КОНТИНГЕНТОМ детей в течение четырех лет (или же укороченный курс «Мини-музейный всеобуч» за 3 месяца).

4. 17 лет работы в школе в качестве музейного педагога подвели меня к мысли о том, насколько важно вывести на поле культуры ребенка в нежном возрасте, когда мы еще можем оказать воздействие на формирование у него гуманистической системы ценностей, нравственного стержня. Если начать работу позже, то она не приносит такого результата. Тогда в лучшем случае удается дать лишь ИНФОРМАЦИЮ о музеях и памятниках, а для нас важно ЛИЧНОСТНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ребенка. При этом, конечно, музейный педагог может работать со всеми возрастными группами, включая пенсионеров, но эффективность такой работы будет намного ниже. Здесь мы не должны забывать об импринтинге. Этот термин ввел в научный обиход наш крупнейший генетик Владимир Павлович Эфроимсон, который говорил о том, что детские воспоминания и оказываются фундаментом для построения личности, они «впечатываются» в ее сознание, подобно тому, как котенок, по воле случая выкормленный собакой, начинает ее воспринимать в качестве матери, а дети-маугли никогда не смогут стать полноценными людьми.

5. Многие считают, что в каждом человеке идет борьба светлых сил с темными, что в каждом из нас «сидит обезьяна», зверь, что нас одолевают эгоизм, похоть, мелкое тщеславие, что для каждого совершенно естественны зависть и стремление к подлым поступкам. Однако, я глубоко убеждена, что такое бывает лишьв том случае, когда в детстве человека не коснулась своим перстом ее величество Культура. Мне пришлось видеть очень многих людей, подчас даже не очень образованных, которымвсе эти пороки были глубоко чужды. Сами генетики признаются, что в половине бед людских повинна генетика, но не менее 50% бед устраняется с помощью умного воспитания.

6. Ситуация, в которой оказалось подрастающее поколение в нашей стране начала третьего тысячелетия, является крайне неблагоприятной. Не исключено, что люди Будущего назовут наше время временем Позднего Средневековья. Как ни странно, но в эпоху компьютеризации и интернетизации общества в области психологии царит вопиющее невежество. Вместо культуры истинной процветает массовая культура, которая ведет к деградации личности. Ее активно пропагандируют Нам приходится идти против течения, поскольку в обществе пока нет понимания того, что без подъема культуры невозможен и подъем экономики. Нет понимания и того, что миром правят не только Великие законы природы и Великие законы экономики, но также и Великие законы психологии, которые не зависят от наших желаний. Конечно, эти законы можно игнорировать, что мы и делали долгие годы, но ни к чему хорошему это не приводит.

7. Итак, наша основная цель – сформировать у ребенка потребность в общении с музеями и музейными предметами и после окончания школы. Отвечая на вопрос: «Какой я?», ребенок будет стремиться к гармонии, к высшим радостям бытия, к тому, чтобы нравственно и духовно расти на протяжении всей своей жизни.

 

Отзывы о книге Е.Г.Вансловой «Культура и дети глазами музейного педагога или как стать счастливее»

Эта книга написана не для музейных педагогов, а для родителей, поскольку ни одна дисциплина в начальной и средней и даже высшей школе не помогает человеку понять САМОГО СЕБЯ, и он может владеть огромным количеством информации в самых разных областях, исследовать ее, но ему и в голову не приходит исследовать самого себя. Этому его не учат нигде. Результатом такого невежества являются миллионы изломанных судеб. Мы предлагаем свой путь решения этой проблемы – как именно можно вывести ребенка на поле культуры с помощью музейных средств. Вот отзывы об этой книге:

- Это моя любимая настольная книга и рабочая тетрадь.

Ирина Гаркуша, музейный педагог, Мелихово

- Эту книгу надо издать массовым тиражом, чтобы она попала во все школы России и дошла до детей, их родителей и учителей… Это то, что я ищу и к чему стремлюсь – познание мира через культуру.

Альберт Каукин, скульптор, Зеленоград

- Все ваши проекты несут в себе лейтмотив духовности, в них чувствуется аура духовности. Мне очень понравилась Ваша книга.

Бахыт Оразымбетова, зав. отделом экскурсионного обслуживания, Алма-Ата

- Книга Е.Г.Вансловой представляет собой замечательное учебное пособие для музейного педагога и историка-краеведа. … Рекомендуем данную книгу к переизданию, а также к повсеместному внедрению в практику воспитательно-образовательных учреждений. Предлагаемый автором проект детского центра необходимо реализовать в Москве и в регионах России.

Н.В. Маслова, председатель отделения ноосферного образования РАЕН, доктор психологических наук, профессор. А.Астафьев, научный руководитель отделения ноосферного образования РАЕН, доктор медицинских наук, доктор философских наук, профессор.

- Благодарю Вас за беззаветное служение идеалам и ценностям Культуры!

Иосиф Кобзон

- «Весь мир – музей» - эти слова принадлежат замечательному психологу, педагогу Елене Вансловой…Недавно я прочитал ее замечательную книгу «Культура и дети глазами музейного педагога или как стать счастливее». Не скрою: возникло ощущение прорыва. Книга парадоксальна и неожиданна, начиная с заглавия и аннотации…»

Евгений Никитин, Учительская газета 31.07.2007

Быть может, через сто лет Золотые правила культуры начнут печатать на обложках школьных тетрадей рядом с таблицей умножения, чтобы дети «с младых ногтей» могли знакомиться с Великими законами психологии, учить их наизусть, проникаться их смыслами.

ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА КУЛЬТУРЫ

Все начинается с детства.
Зло легко поселяется в душах тех, кого не любили в детстве.
Унижения неизбежно корежат душу.
Любовь так же нужна душе человека, как еда – телу.
Радость лечит все болезни.
Плохо, когда у ребенка слишком мало положительных эмоцийЕсли ребенок совсем не знает огорчений и препятствий, он вырастает нравственно ущербным.
Чем больше развлечений, тем меньше творчества.
Массовая культура – капкан для слабых душ.
Культура выгодна обществу, а бескультурье – убыточно.
Воспитать культурного человека может только носитель культуры.
Цивилизация потребления губит культуру.
Исследовательская работа приносит счастье.
Чем лучше знаешь, тем счастливее становишься.
Задача культуры – облагораживать потребности людей.
Главная задача человека – слепить свою душу.
Главная задача цивилизации – придать досугу рядового человека творческий характер (П.Капица)
Самое ценное на свете – хорошие человеческие отношения, «роскошь общения» (Антуан де Сент-Экзюпери)
Что человеку лается труднее всего? Анализировать свои поступки.
Прежде, чем улучшать мир, постарайся улучшить себя!
Береги свое достоинство!
Уважай и люби самого себя!
Береги достоинство другого!
Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними! (Матф., 7:12)
Познай самого себя!
Не суди обо всех по себе!
Умей прощать!
Передай добро по кругу!
Зло порождает зло!
Пусть цепь зла прервется на мне! И др.

Подготовлены также следующие тексты:

1. Золотые правила культуры для молодоженов – 2 стр. Предлагается торжественно вручать молодоженам в загсах и дворцах бракосочетаний.

2. Психологические советы для молодых мам – 2 стр. – для женских консультаций и роддомов.

3. Психологические советы для родителей, детям которых от 3 до 7 лет –4 стр.

 

Проект

ДЕТСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ МУЗЕЙНЫЙ ЦЕНТР «ПОЗНАЙ СЕБЯ»

 

Главная задача цивилизации – придать досугу рядового человека творческий характер.

П.Л.Капица

Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла.

Д.С.Лихачев

 

 

 

 

 

 

Предлагается создание уникального детского музейного центра ХХ1 века, подобного которому нет во всем мире. Сто лет наша страна мучительно искала ответа на вопрос – что делать? В начале ХХ века три четверти населения России было неграмотно, рабское сознание и тяжелые условия существования мешали народу свободно развиваться. Спорили – как же поступить – менять ли условия жизни или начать с изменений в самом человеке? Большевики решили выбрать первое. Однако, условия жизни надо было менять, но без изменений на уровне личности ситуация неизбежно заходила в тупик.

Попробуем второй путь.

Предлагаемый проект нельзя воспринимать как музей в чистом виде, хотя в каждом зале могут быть экспозиционные комплексы. В целом ставится такая задача – при посещении центра ребенок может, если захочет, проверить себя по всем 9 позициям – компонентам культуры, протестировать себя (возможно, с помощью дежурного по залу), узнать, в чем ты силен, а в чем нет. Вернее всего, этот проект предназначен для будущего, а не для настоящего, но думать об этом нужно уже сейчас.

В таком центре желательно иметь 9 залов для всех 9 компонентов культуры, а также Здесь же можно разместить и экспериментальную лабораторию по музейной педагогике для работы с детьми города, с детскими садами(по особой программе) и школами.

1 зал – САМОУВАЖЕНИЕ. Я САМ О СЕБЕ.

Самоуважение – стержень человеческой личности. Этот зал может быть посвящен проблеме градусника самоуважения (имеется запись такого урока на диске), чувству собственного достоинства и чести. В зале может находиться не только сменная экспозиция на эту тему (отношение к себе, например, А.С..Пушкина или Л.Н.Толстого), но и посвященная другим проблемам – развитию мысли о том, что у человека ХХ1 века может быть не одна, а 4-5 специальностей, проблемам физического совершенства человека, его уменью посмеяться над собой, чувству юмора. Можно представить себе в этом зале и уголок самообмана (создать с помощью электрического освещения нимб над головой). Множество людей живет в плену самообмана, это величайший тормоз в развитии общества, Еще одна проблема – короста стереотипов, мешающих развиваться гуманистической системе ценностей и мн. Др.

2 зал – Я И МОЕ ОКРУЖЕНИЕ

Этот зал может быть посвящен культуре отношения человека к другим людям, проблеме толерантности и ее границ. Можно проследить эту проблему и с учетом исторических позиций, тк в каждой эпохе здесь имеются свои особенности. Здесь уже речь может идти и о формировании гуманистической системы ценностей человека, его взаимоотношениях с окружающими. В таком зале может и не быть стационарных экспозиционных комплексов, но могут быть сменные выставки с использованием и детских работ.

В проекте 5 стр.

 

ДИСК 2007, март Прогимназия 1768, Москва Кинооператор А.Зайцев.
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА
4 урока Е.Г. ВАНСЛОВОЙ
«Градусник самоуважение», «Стереотипы», «Меценат» и «Вандализм»

 

Отзывы детей об уроках:

Мне понравился урок «Градусник самоуважения». Просто я иногда задумываюсь, какой сейчас у меня градусник самоуважения

Блинникова Аня, 3г

Мне очень понравился урок «Меценат». Если у меня будет очень много денег, то я их отдам на помощь детским домам… А если останутся, я их отдам своей семье

Жаркова Лиза 3в

Мне запомнился урок «Меценат». Я задумался, куда мне надо будет деть деньги. Я думал, надо больше денег отдать родственникам и бедным…

Дмитриев Жена 3в

Мне понравился урок «Телесное и духовное». Я думаю, что у меня телесное 50% и духовное 50%. И еще «Градусник самоуважения». Я думаю, что он у меня работает нормально.

Кривошеев Марк 3в

Мне запомнился урок «Стереотипы». Я очень стереотипная. И урок «Меценат».

Ляховская Аня 3г

Мне запомнился урок «Меценат», потому что интересно воображать себя миллиардером.

Эрдман Саша 3г

Мне запомнился больше всего урок «Стереотип». Он был самый интересный.

Чазов Кирилл 3г

Мне запомнился урок «Градусник самоуважения». Я сразу задумалась о себе. И «Меценат», там, где говорили про деньги.

Зименкова Таня 3г

Мне больше всего запомнился урок «Стереотип», потому что я после него перестал поступать так же, как все.

Яковлев Максим 3г

Мне запомнился урок, в котором мы говорили о градуснике самоуважения. После урока я задумался, а какой у меня градус самоуважения.

Абдулхаев Рустам 3г

Мне запомнился урок со стереотипами. Я стал думать: какой же я? Стереотипов во мне не много и не мало.

Белков Игорь 3г

ДЕТИ О МУЗЕЯХ И КУЛЬТУРЕ

Первый год я не понимала, что такое музей, а в 3 год я начала понимать, потому что я научилась слушать.

Айдын Айнур 3г

Знакомство с разными музеями мне помогло сравнивать разные культуры.

Белков Игорь 3г

Культура – это гармония… Мне нужна культура, потому что если я буду уважать других, то и меня будут уважать.

Тимошук Лена 2б

Музей – это великая культура!

Вдовин Иван 2а

Я согласен с академиком Лихачевым, потому что если не будет культуры, будет очень грязно и будет слишком много вандалов.

Титов Боря 4в

УРОК
(Уровень Овладения Культурой)

УРОК не является постоянной величиной, но меняется с течением времени, однако, стержень человеческой личности обычно формируется в детстве. Система УРОК может довольно точно измерять уровень культуры человека на данный период времени с помощью САМООЦЕНКИ или ОЦЕНОК ЭКСПЕРТОВ, хотя эти мнения и субъективны. Однако, настолько же субъективны и мнения любых членов жюри или экспертов. И если люди уже полвека измеряют уровень интеллекта (Ай-кью) и мы знаем, что, предположим, у Клинтона Ай-кью 115, а у Джорджа Буша – 97, то почему нельзя измерять УРОК?

Понятие «КУЛЬТУРА» включает 9 компонентов:

САМОУВАЖЕНИЕ:

УВАЖЕНИЕ ИЛИ ТЕРПИМОСТЬ К ДРУГИМ ЛЮДЯМ И КУЛЬТУРАМ

(те же параметры с позиций других людей)

ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

МУЗЕЙНАЯ КУЛЬТУРА (Бережное отношение к предметному миру и уменье выделить в нем предметы, наиболее ценные с исторической или художественной точки зрения)

ВООБРАЖЕНИЕ И ФАНТАЗИЯ

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАЧАЛО

НРАВСТВЕННОЕ НАЧАЛО

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

ДУХОВНОСТЬ

Каждый компонент предлагается измерять цифрой от 1 до 10

Дадим для примера результаты самоанализа, проведенного в 4в в апреле 2005 года в прогимназии № 1768

Вот какие оценки выставил себе Воеводский Роман:

КАКОЙ Я? Самооценка
Самоуважение
4
УФК (уровень физической культуры)
5

Признание ошибок

5
Уровень эгоизма
3
УЗС (Уровень зашоренности стереотипами)
5
УД (Уровень доброты)
6
Т – тормоза
7
Уважение и терпимость к другим
7
Историческое сознание
7
Я и Время
6
Я и документ
6
Я и моя семья
8
Я и Москва
7
Я и мое Отечество
7
Музейная культура
9
Воображение и фантазия
7
Эстетическое начало
6
Нравственное начало
9
Духовность
7

А вот самооценки Добролюбовой Маши из того же класса:

Самоуважение
6
УФК (уровень физической культуры)
7

Признание ошибок

9
Уровень эгоизма
4
УЗС (Уровень зашоренности стереотипами)
5
УД (Уровень доброты)
9
Т – тормоза
8
Уважение и терпимость к другим
10 (к плохим- 4)
Историческое сознание
Я и Время
9
Я и документ
7
Я и моя семья
9
Я и Москва
9
Я и мое Отечество
9
Музейная культура
9
Воображение и фантазия
10
Эстетическое начало
9
Нравственное начало
8
Духовность
9

 

 

 

 

Проект

ЦИКЛ КИНО- ИЛИ ТЕЛЕПЕРЕДАЧ «ВЕЛИКИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ»

В мире существуют три «корзины» Великих законов:

  1. Великие законы природы (их уже более 300 лет изучают в школах)
  2. Великие законы экономики (об этих законах люди задумались только во второй половине ХХ в.)
  3. Великие законы психологии

Поскольку человечество наиболее невежественно прежде всего в последних, предлагается создать цикл кино- и телепередач прежде всего для детей и юношества, но также и для взрослого населения, посвященных этим проблемам. Каждая из этих передач может представлять из себя небольшой документальный фильм, включающий:

Тексты всех фильмов предпочтительно объединить фигурой ведущего, обязательно известного человека. Лучше всего, если это будет известный ученый, но, если это невозможно, то достаточно актера или диктора. Однако, опасно отдавать это дело на откуп профессиональным психологам, которые могут подойти к этой проблеме с узко понимаемых позиций «профессионального кретинизма».

В цикле предполагается два раздела:

Не предлагается охватывать все законы, тем более, что некоторые из них даже и не сформулированы. Лучше на первом этапе остановиться на тех, которые сейчас представляются наиболее актуальными и разработанными.

Итак, в первом разделе предлагается, предположим, следующая тематика:

Во втором разделе предлагается тематика, относящаяся к сфере культуры личности:

Всего проект на 14 стр.

МОДЕЛЬ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА ПОД ЭГИДОЙ МУЗЕЯ

Общая задача данного проекта – повышение культурного уровня подрастающего поколения с помощью музейных средств. Предполагается, что музей (или музеи) с наработанными традициями вполне может сплотить вокруг себя самые разные учреждения, так или иначе связанные с проблемами молодого поколения. В их число входят:

Каждое такое учреждение может принять участие в создании или пакета авторских программ, или разных других форм совместной работы, которая регулируется избранным Советом по культуре. В его задачу входит создание списка учреждений, включаемых в эксперимент. Возможны варианты, когда каких-то звеньев на первом этапе будет недоставать. Ничего страшного в этом нет. Важен и этап подготовки авторских программ. Ни в коем случае не следует думать, что в экспериментальную работу обязательно должны быть включены все учреждения города. Пусть будут отдельные «точки роста».

Советы по культуре есть и сейчас во многих городах, но обычно это просто совмещение усилий для реализации отдельных проектов, с учетом фестивалей и конкурсов. Здесь же предполагается совершенно иной тип работы с проникновением в глубину проблемы, поскольку стоит задача не отчитаться перед властными структурами, но реально изменить ситуацию в области культуры, прекратить процесс ее падения, наметить «точки роста».

Главная задача эксперимента – ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ТВОРЧЕСКИХ НАЧАЛ у детей, их ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ, ОБЛАГОРАЖИВАНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ, не информация о культуре, но ЛИЧНОСТНОЕ СОПЕРЕЖИВАНИЕ.

Такой эксперимент начат в конце 2007 г. в г. Унеча Брянской области, где 28 тыс. жителей. К сожалению, у нас очень мало кадров для этой работы, носителей культуры.

Всего в документе 6 стр.

БИБЛИОГРАФИЯ ПУБЛИКАЦИЙ Е.Г.ВАНСЛОВОЙ ПО МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ОТЗЫВЫ В ПРЕССЕ

Ванслова Е.Г. Аудитория 2000-го года//Советский музей, 1986. № 1 (87).С.32-35

Ванслова Е.Г. Градусник самоуважения. Мир музея. 2005. № 8. С. 46

Ванслова Е.Г. Дети в музее. Лекция отменяется//1993 № 1. С. 46-47

Ванслова Е.Г. Заметки с вопросами. Советская культура. 1985 №

Ванслова Е.Г. Культура и дети глазами музейного педагога или как стать счастливее. М., 2004. С. 1-223

Ванслова Е.Г. Музей и культура. Программа для учителей начальных классов и музейных работников. М., МИРОМ. 2001. С. 1-64

Ванслова Е.Г. Музей и культура//Новая российская гимназия. Первые шаги. Ноев ковчег: 1992. Вып. 2. С. 49-56

Ванслова Е.Г. Музейная культура//Вопросы деятельности литературных музеев-заповедников (по материалам социологического исследования). М.: НИИК, 1981 (Тр.Вып.105. С.23-25)

Ванслова Е.Г. Музейная педагогика//Воспитание школьников. М., 2000. №4. С.11-15

Ванслова Е.Г. Музейная педагогика //Учительская газета. 22 апреля 2003. № 17. С.8-9

Ванслова Е.Г. Музейная педагогика в ХХ1 веке. Мир музея, 2005. 2005. № 3. С.25-27

Ванслова Е.Г. Музейная педагогика и культура. Культурное пространство человечества и духовный мир педагога. М., Ассоциация творческих учителей России. М., 2002. С. 73-75.

Ванслова Е.Г. Музейная педагогика и культура//Сборник творческих программ, концепций и методических разработок. Вып. 4. М., Ассоциация творческих учителей, 2002. С. 58-65.

Ванслова Е.Г. Музейная педагогика штурмует Альпы. Мир музея. 2006. № 6. С. 44-45

Ванслова Е.Г. Музейный всеобуч: возможно ли это?//Искусство в школе. 1994. № 2. С.36-38.

Ванслова Е.Г. Музейный предмет//Культурно-просветительная работа. 1980. № 1. С. 24-26

Ванслова Е.Г. На берегах туманного Альбиона.//Советский музей. 1987. № 3. С.72-76; № 4 С. 75-77.

Ванслова Е.Г. Некоторые аспекты эстетического воспитания в музеях //Коммунистическое воспитание учащихся музейными средствами. М., НИИК. 1983 (Тр. Вып.122. С. 107-114).

Ванслова Е.Г. Некоторые проблемы школы-семьи в прогимназии «Пересвет» в кн. С.Ф.Ивановой «Зерно и плевелы». М., 2006. С. 176-180

Ванслова Е.Г. О роли музейной педагогики в решении проблемы вандализма//Воспитание школьников.2002. № 7. С. 11-13

Ванслова Е.Г. Первые итоги//Методический вестник. Карельский ИУУ. Петрозаводск. 1994. № 2.

Ванслова Е.Г. Программа курса для прогимназии им. Кирилла и Мефодия// Гимназия (концепция, идеи, программы, учебные планы, первые шаги…) Пермь., 1992. Вып. 1. С. 105-114.

Ванслова Е.Г. Программа и методические материалы для учителя начальных классов и педагога дополнительного образования. Курс «Музей и культура» в 1-4 классах образовательных учреждений. М., 2004. С. 1-176.

Ванслова Е.Г. Программа «Музей и культура» и ее будущее//Музей. Образование. Культура. Процессы интеграции. М., 1999. С.45-51.

Ванслова Е.Г. Путешествие в предметный мир //Советский музей. 1983. № 1(73). С. 28-39.

Она же. Размышляя у музейной витрины//Культурно-просветительная работа. 1981. № 12. С. 18-21.

Ванслова Е.Г. Роль музея в формировании исторического сознания у школьников (по материалам исследования «Музей и школа». М.; НИИК, 1984 (Тр. Вып. 133. С. 100-109).

Ванслова Е.Г. Роль семьи в реализации программы «Музей и культура» в сб.: Музей для всех. АПРИКТ. М., 2003. С. 122-129.

Ванслова Е.Г. Старые вещи нужны в… школе. Аргументы и факты. 2005. № 6.

Весь мир – музей. Беседа Вл.Жулева с Е.Г.Вансловой // Управление школой. 1990. № 8. С. 12-13.

Воспитание подрастающего поколения в музее. Теория, методика, практика. М., НИИК, 1989.

Белокрыльцева А.В. Люди для людей. Объединение музейных педагогов России. М.., Центр Социальное партнерство. 2003. С. 145-155.

Беляков Е.А. Машина времени. Учительская газета. 2004 № 24. С. 15.

Жулев Вл. Музей – в школу или школа – в музей? // Управление школой. 1997. 1997. № 46. С. 13-14.

Комарова Е. Господа идеалисты. Учительская газета.2005. февраль № 4.С.11

Комарова Е. Напалечник императрицы Йехеналы. Учительская газета. 2005. январь № 2. С. 11

Никитин Е. Градусник самоуважения. Учительская газета. 2007. № 31. С. 15

Курс «Музей и культура» в начальной школе. Программа. Опыт внедрения. М., МИРОС. 1995.

Музей и школа. Пособие для учителей. (Е.Г.Ванслова, А.К.Ломунова, Э.А.Павлюченко и др.) М., Просвещение, 1985.

Музейный всеобуч. Научно-практические рекомендации. М., НИИК. 1989.

Российская Ассоциация музейных педагогов // Наставникам, хранившим юность нашу… М., Парус. 1997. С. 43-67.

Создание системы работы с подрастающим поколением музейными средствами. Методические рекомендации. М., НИИК;. 1989.

Я вхожу в мир искусств. М., 1998. № 9 (15). (Реперт.-метод. Б-ка «Музей и дети»).

Journal du Diois et de la Drome – Echange culturel internationaux – Pedagogie experimental en Russie 27 oct. 2005.

Journal de Diois et de la Drome – Crestois\Diois. La pedagogie selon Elena Vanslova/ C/E 6 nov. 2005.

ХХП Всероссийский семинар «Музей и подрастающее поколение». Сб. материалов. М., 1999. С. 1-56

ХХШ Всероссийский семинар «Музей и подрастающее поколение». Сб. материалов. М., 2000. С. 1-60.

ХХ1У Всероссийский семинар «Музей и подрастающее поколение». Сб. материалов. М., 2001. С. 1-99.

ХХУ Всероссийский семинар «Музей и подрастающее поколение». Сб. материалов. М., 2002. С. 1-99.

ХХУ1 Всероссийский семинар «Музей и подрастающее поколение». Сб. материалов. М., 2003. С. 1-94

Сб. Музейная педагогика и проблемы патриотического воспитания. Материалы научно-практической конференции. М., 2004.

ХХУП Всероссийский семинар «Музей и подрастающее поколение». Сб. материалов. М., 2005. С. 1-90.

ХХУШ Всероссийский семинар «Музей и подрастающее поколение». Сб. материалов. М., 2006. С. 1-71.

ХХ1Х Всероссийский семинар «Музей и подрастающее поколение». Сб. материалов. М., 2007. С. 1-88.

Hosted by uCoz