Воспомининия Льва Ниловича Бухмана,
учителя истории школы №29 (1953-58 гг.),
родителя ученика спецшколы №29 (1962-72 гг.)

Современная гуманитарно-экономическая гимназия №1529 создана на основе средней школы №29 им. А.С.Грибоедова, которая считалась одной из лучших школ Москвы.

Первоначально школа размещалась в построенном в начале века (в 1904 г.?) здании училища на Садовом кольце (Смоленский б-р д.4).Здание внушительное, но для организации учебного процесса в условиях быстрого роста численного состава учащихся мало приспособленное.

В первые годы советской власти, когда складывалась советская система школьного образования, в Москве появилось несколько элитарных опытно-показательных школ, где обучались дети партийных и государственных руководителей (№4, 19, 25 и др.)

Параллельно шло становление других школьных коллективов, которые в процессе всеобщего тогда соревнования добились успехов и известности.

Мартьянова Е.В.

В предвоенные, военные и послевоенные годыx в число самых известных и престижных школ входили школа №29 (дир. Е.В.Мартьянова ) и №110 (дир. И.К.Новиков). Когда в период с IX 1943 по VII 1954 г.г. в городах страны было введено раздельное обучение мальчиков и девочек, то 29-ая стала одним из лидеров среди женских школ, а 110-я – среди мужских.

Надо сказать, что успехи школы были неразрывно связаны с именем Екатерины Васильевны Мартьяновой, которая более 30 лет являлась директором школы , и отдала ей все силы и недюжинный педагогический талант. Ее заслуги были по достоинству оценены государством: она была награждена орденом Ленина, ей присвоили звание “Заслуженный учитель”, а в 1946 году она была избрана депутатом Верховного Совета СССР. Ее беззаветное служение детям послужило материалом для создателей прекрасного фильма “Сельская учительница”, в котором Вера Марецкая отлично сыграла роль Учителя Варвары Васильевны Мартыновой. Именно Е.В.Мартьянова и послужила прообразом героини фильма.

Бухман Л.Н.

Я имел возможность в течение ряда лет с 1944 года наблюдать за школой, как ученик соседней школы, как студент МГПИ им. Ленина и председатель школьной комиссии Фрунзенского РК ВЛКСМ, а с 1953 по 1958 год как учитель и, наконец, с 1962 по 1972 год как отец ученика школы. Конечно, точка зрения во многом определяла восприятие объекта.

Помню, как в 1944-45 и 45-46 учебных годах мы, ученики 36-й мужской школы приходили на вечера в 29-ю. Здесь всегда было чинно, торжественно и при том весело. В зале второго этажа у стены, укутавшись в платок, сидела Екатерина Васильевна, и все при виде ее как-то подтягивались, девочки приседали с поклоном, а затем пускались в пляс. Ни радиорубки, ни магнитофонов тогда еще не было, поэтому на вечерах за роялем сидел тапер. Вечер открывался полонезом. Танцевали падеспань, польку, краковяк, а затем переходили к вальсу, танго и фокстротам.

Девочки приходили на вечера в парадной школьной форме. Никакие украшения не допускались. Даже старшеклассницам не разрешали ходить во входивших тогда в моду капроновых чулках. Косметика и маникюр строго преследовались. Известны случаи, когда особо фасонистых и подкрашенных отправляли в кабинет химии, где заставляли умываться и смывали ацетоном маникюр.

Стремление всегда и во всем быть первыми заставляло Екатерину Васильевну ревниво следить за успехами соседних школ. Когда в II 1945 года пионерская дружина школы №36 за успехи в тимуровской работе на общемосковском слете было вручено Переходящее Красное знамя 85 Московского комсомольского гвардейского минометного полка, начальник штаба дружины Лена Развина и старшая пионервожатая Елизавета Сергеевна Мешкова выслушали немало нареканий. А о соперничестве с 43-й женской школой и ее директором Любовью Георгиевной Богдасаровой ходили легенды. Кто кого обошел, кто дал больше медалистов, у кого выше процент успеваемости, и т.д.

Наша школа с полным основанием гордилась высоким уровнем подготовки учащихся. Выпускники школы отличались глубокими знаниями и успешно поступали в самые престижные ВУЗы Москвы.

Конечно, успех дела зависел от подбора учителей. Это понимала Екатерина Васильевна и всегда стремилась привлечь на работу ярких и талантливых педагогов. Конечно, были и неудачные, и просто слабые учителя, но они, как правило, в школе не задерживались и не они определяли облик педагогического коллектива.

Иванова М.Н.

Отличную базу для успешной работы средних и старших классов закладывали учителя начальной школы. Здесь работала блестящая плеяда маститых учителей: Ольга Петровна Карчевская, Лидия Михайловна Шувалова, Лидия Николаевна Волкова, Евдокия Николаевна Юзпе, Ириада Ивановна Полякова. Для всех их характерны были любовь к детям самоотверженное служение делу, упорство, выдержка и настойчивость. Например, работа над подчерком (а тогда не было шариковых авторучек, а детей учили писать с нажимом и тянуть “волосяные”) приводила к тому, что создавалось впечатление, что все тетради заполнены одной рукой. Хороший почерк не был самоцелью, а вырабатывал у учеников усидчивость, упорство, добросовестное отношение к труду, готовил к настойчивой работе в дальнейшем.

Нельзя не назвать и Марию Николаевну Иванову, которая проработала в начальной школе более 50 лет. Только в середине 50-х появились молодые учителя начальных классов.

Культурно-образовательный уровень выпускников школы во многом определялся преподаванием литературы. Надо сказать, что “кафедра” русского языка и литературы имела в своих руках замечательных педагогов: Иван Иванович Севастьянов – живое олицетворение чеховского интеллигента начала века, Сергей Густавович Шпет – блестящий знаток литературы, эрудит, обаятельный человек, на уроках которого ребята сидели, открыв рот. Павел Георгиевич Воробьев – автор ряда методических пособий. Иван Иванович Кругликов – добрейший человек и интересный рассказчик. Все они вели по одному классу в старшем звене, но определяли уровень гуманитарного образования. А основная нагрузка ложилась на плечи Зезиной, Н.Ф.Пильник, В.И.Белевской, И.А.Орловской, Е.А.Меньшутиной (Бухман), А.Д.Харлашиной, Е.С.Горшковой. Думаю не случайно в 1946 году, когда отмечалось 150-летие со дня рождения А.С.Грибоедова школе постановлением правительства было присвоено его имя.

Белевская В.И.
Пильник Н.Ф.
Орловская И.А.

В конце 50-х годов явным лидером среди литераторов стал Лев Павлович Пресман, который сказал свое веское слово в деле использования технических средств в учебном процессе. Опыт работы в школе был им обобщен в диссертационных работах на звание кандидата и доктора педагогических наук.

Объединение историков существенно уступало литераторам. И орденоноска Чельцова Е.А. и Комов Н.Н. стояли на ортодоксальных позициях, но винить их в этом нельзя. Но была среди историков Ольга Владимировна Филиппова, влюбленная в древнюю и средневековую историю. Ее уроки всегда были прекрасно оснащены. Ольга Владимировна широко использовала репродукции великих художников, часто водила учеников в Музей Изобразительных искусств им. Пушкина. Ее уроки были одними из самых любимых. После XX съезда положение с преподаванием современной истории улучшилось. Это в значительной степени было связано с появлением молодых учителей Бухмана Л.Н., Прокофьевой Л.В.

Конечно, невозможно перечислить всех, кто своим трудом способствовал установлению и развитию школы, тем более что я могу говорить лишь об ограниченном периоде (пятидесятые годы). Но никак нельзя не вспомнить тех, с кем неразрывно связан облик, пожалуй, лучшей школы столицы.

Кекчеева М.Х.

Математику вела великолепная, остроумная, требовательная и заботливая Мария Христофоровна Кекчеева. Она не только учила школьников, но и руководила практикой студентов. Перед уходом на пенсию она год присматривалась к практикантам и в 1964 году пригласила в школу Светлану Михайловну Усачеву (Саврасову), которая полностью оправдала рекомендацию мэтра и со временем стала Заслуженным учителем РСФСР и обожаемым, любимым педагогом. Работает в школе по сей день.

Прекрасно работал Макарий Зиновьевич Мулярчик, особое внимание уделявший сильным ученикам.

В среднем звене выделялась Нина Васильевна Рожкова, стремившаяся научить всех ребят.

Со временем в школе появились молодые учителя математики Зайцевский Вениамин Владимирович, Шишкина Елена Александровна, Армантович Лидия Андреевна.

Кудрявцева В.И.

Географию вела Дина Самуиловна Авербах, отличный педагог, одна из самых авторитетных учителей.

Биологию вел Юрий Владимирович Рыгин. Глубокий знаток природы, удивительно душевный человек, автор многих работ. К сожалению, он был уже преклонных лет и страдал от слабого слуха. Но девочки любили его, и не позволяли себе пользоваться его недостатком. Много выпускниц школы в дальнейшем связали свою жизнь с биологией и медициной. Одна из них в конце 50-х годов пришла работать в школу и с блеском продолжала его дело. Это Валентина Ивановна Кудрявцева. Но о ней надо писать особо.

Гукайло А.О.

С физикой в школе всегда было сложно. Лишь Александр Иосифович Гукайло, работавший в 1954-58 годах сумел поднять уровень преподавания. А вести уроки астрономии был приглашен научный сотрудник планетария Иван Федорович Шевяков.

В первые послевоенные года в тогда еще женской школе изучалась латынь (преподаватель Юдифь Матвеевна Каган).

Много внимания уделялось развитию культурного кругозора и вкуса учениц. В школе был организован хоровой коллектив, которым руководил Владимир Сергеевич Локтев, создатель и бессменный руководитель Ансамбля песни и пляски Московского городского дворца пионеров. На занятия хора всегда присутствовали Е.В.Мартьянова или ее заместитель Александра Николаевна Содлецкая. Проходили и уроки хореографии.

Подбор кадров всегда был делом крайне важным, нелегким и часто требовал и воли, и смелости. Это понимала и этими качествами обладала Екатерина Васильевна. Достаточно вспомнить, что в разгар борьбы с космополитизмом и в период, когда еще не выветрились настроения, вызванные так называемым “делом врачей”, Екатерина Васильевна приняла в школу Татьяну Наумовну Радуцкую (завуч нач. школы), Дину Самуиловну Авербах (география), Юдифь Матвеевну Каган (латынь), Льва Ниловича Бухмана (история), Александра Иосифовича Гукайло (физика) и других.

Преображенская Т.Д.

Вообще следует отметить, что в 1951-57 годы педколлектив школы серьезно омолодился. Если раньше в школе к молодым можно было отнести преподавателя физвоспитания Виктора Алексеевича Рыбакова и старшую пионервожатую Елизавету Сергеевну Мешкову, то в указанные годы в школу пришли Дина Самуиловна Авербах (учитель географии), Вероника Ивановна Белевская, (литература), Лев Нилович Бухман (история), Александр Иосифович Гукайло (физика), Вениамин Владимирович Зайцевский (математика), Леонид Гаврилович Игнатов (физкультура), Валентина Ивановна Кудрявцева (биология), Зоя Доминиковна Кучерова (домоводство), Петр Алексеевич Плахов (машиноведение), Татьяна Дмитриевна Преображенская (английский язык), Вячеслав Николаевич Павлов (черчение).

Кстати, в эти годы в школе появились первые семейные пары: Бухман Л.Н. и Меньшутина Е.А. и Плахов П.А. и Преображенская Т.Д.

Молодежь активно включилась в школьную работу, в чем немалая заслуга Александры Николаевны Седлецкой, многие годы работавшей завучем школы. Школа для нее была настоящим домом, ей она отдавала все время и все силы.

В 1954 году было принято решении о совместном обучении мальчиков и девочек. Мужские школы, немало натерпевшись от недисциплинированных, а то и хулиганистых подростков, постарались от наиболее беспокойных под благовидным предлогом избавится. 46-я, 47-я и 50-я школы спихнули в нашу школу немало шпанистых и очень слабо подготовленных ребят. Перед педколлективом встали вопросы, которые раньше не вызывали тревогу: дисциплина и успеваемость.

Учителя традиционно проводили дополнительные занятия, подтягивали отстающих. Но этого было недостаточно. Сложившаяся система работы с детьми нуждалась в корректировке и обновлении, чтобы “привязать” ребят к школе.

Плахов П.А.
Игнатов А.Г.

Значительно активнее заработали спортивные секции (волейбол, лыжи, легкая атлетика), которые умело организовывали В.А.Рыбаков и А.Г.Игнатов.

Стал развиваться туризм. Первый поход по маршруту Серпухов - Приокско-терраский заповедник – Кашира был организован летом 1954 года (руководитель Бухман Л.Н. ) с ученицами 8 “А ” . А уже на следующий год, когда обучение стало совместным, был проведен месячный поход по Карелии (Москва – Приозерск – Бригадное – р. Вуокса – Разлив – Ленинград) – рук. Бухман, Меньшутина. Со временем турпоходы стали явлением обычным.

Активно привлекали ребят к созданию кабинетов А.И.Гукайло, В.Н. Павлов, П.А.Плахов, Д.С.Авербах, О.В.Филиппова.

Для школы было характерно стремление всегда идти в ногу со временем. Когда в школах вводится производственное обучение, Е.В.Мартьянова договорилась о работе учащихся в цехах завода “Электросвет" им. Яблочкова.

Используя возможности родителей, школа сумела создать прекрасно оснащенный кабинет машиноведения и кабинет домоводства.

В период летних каникул школа организовала сельхозпрактику в совхозе в Истринском районе.

Когда в стране началось движение “Молодежь на стройки Сибири”, Екатерина Васильевна обратилась с энергичным призывом к выпускникам 1956 года. Пять человек поехали по комсомольским путевкам в Красноярский край. К великому несчастью, одна из них – Галя Мазуренко, в декабре 1956 года погибла в результате несчастного случая.

Бесспорные успехи в учебно-воспитательной работе и огромный авторитет Екатерины Васильевны Мартьяновой позволили школе улучшить “жилищные условия”. Летом 1955 года школа, задыхавшаяся в старом здании, переехала в новое помещение на Пречистенке. Все оборудование буквально на руках перенесли учителя и ученики.

Новый 1955-56 учебный год мы встретили в большом просторном светлом здании, где были большие классы, кабинеты с подсобками, широкие коридоры, огромный спортивный зал, столовая, мастерские и даже тир.

Здание было построено в 1935 году как немецкая школа, но вскоре в ней разместилась 2-я артиллерийская спецшкола. Во время войны здесь помещался госпиталь, а после его закрытия МГИУУ (институт усовершенствования учителей).

Школу активно “ обживали”, обустраивали, но Екатерина Васильевна лишь 1,5 года проработала в этом здании. В январе 1957 года в возрасте 82 лет она умерла.

С апреля 1957 года директором школы стал Григорий Иванович Гудин (бывший зав.РОНО) Его директорство было недолгим. Он не оставил сколько значительный след в истории школы. Вскоре директором была назначена Инна Михайловна Теплова.

Сохранившейся в основном учительский коллектив продолжил славную традицию Мартьяновской школы и преумножил их. В 1963 году школа перешла в разряд спецшколы с углубленным изучением английского языка. Развернулась работа по военно-патриотическому воспитанию (музей). Началась беспримерная по продолжительности и качеству экспедиционная работа В.И.Кудрявцевой и Л.П.Пресмана. Но это уже другая история.

В начало.

История школы. Фотоальбом. Главная страница.
Hosted by uCoz