Немецкая школа им. Карла Либкнехта.
Die Geschichte der "Karl-Liebknecht-Schule" in Moskau.
1924-1938.

Москва двадцатых годов была городом интернациональной культуры. Революция и гражданская война перемешала людей разных национальностей. И каждая из национальностей пыталась сохранять свою собственную культуру, свой собственный язык. И немецкая нация не была исключением. К примеру, немецкий язык наряду с другими языками входил в программу многих школ.

Так была создана и та немецкая школа, которая получила имя Карла Либкнехта и оставила определенный след в культуре и общественной жизни двадцатых и тридцатых годов.

В январские дни 1924 года, первые родители привели своих детей в первую немецкую школу. За парты село первые 137 учеников. В отличие от других школ сюда пришли дети родителей самых разных национальностей: немцы, русские, евреи, венгры, итальянцы, финка, поляк, японец...

В середине двадцатых с советской педагогике много экспериментировали, искали новые формы обучения, категорически отказывались от опыта царской школы. У учащихся воспитывали абсолютно другое восприятие мира. У школьников воспитывался сугубо "классовый подход" к оценке прошлого и настоящего. Предмета история не было вплоть до 1934 года, его заменяло обществоведение, в котором исторические факты использовались в качестве иллюстрации к марксистским социологическим схемам, доказывающим неотвратимость социалистического переустройства мира. Были ликвидированы все атрибуты старой школы: экзамены, уроки, бальная система оценки знаний и поведения учащихся, задания на дом, школьная форма. Отменилось слово учитель, оно была заменено "школьным работником", "шкрабом".

В октябре 1925 года школа получает собственное помещение в жилом доме на Большой Спасской улице. Но вскоре Московский отдел народного образования принял решение о том, что надо сменить директора школы (ЭММАНУЭЛЬ ШНУР), так как "Школа занимается передачей формальных знаний, недостаточна общественно-политическая работа. Нет подъема во время революционных праздников, учителя старорежимны." Но, уволив Эмонуэля Шнура с поста директора школы, отдел разрешил ему остаться в этой школе преподавателем математики.

В 1925 году директором школы становиться выпускница Коммунистического университета национальных меньшинств Запада Эль за Вебер, но уже летом 1931 года ее увольняют. И директором становится венгерская коммунистка Иоланта Келен-Фри.

Справа - исполнитель гланой роли в фильме "Рваные ботинки" Жозеф Гречаник.
1935 г.

В 1932 году городские власти отдают немецкой школе здание на Садово-Спасской, 6 , школа получает имя Карла Либкнехта. Директором школы был назначен Гельмут Шникель. Это был один из самых ярких периодов немецкой школы. В школу пришло много педагогов-эмигрантов, надеющихся реализовать свою мечту о “свободной школе”. Было масса внеурочных мероприятий. Школьники активно принимали участие в съемках первого звукового фильма для детей “Рваные башмаки”. Причем будущему народному артисту СССР Евгению Вестнику роль не доверили по “причине излишнего веса”. Главная роль досталась другому ученику Жозеву Гречаник. Инструменты для школьного музыкального оркестра были привезены из Германии. Популярны школьные пионерские лагеря, в отличие от заводских, более характерных для того периода.

Летом 1934 в немецкую школу имени Карла Либкнехта, приходят сразу 116 австрийских детей, родители которых участвовали в вооруженном восстании шуцбундовцев против фашистского курса австрийского правительства; в феврале 1934 года восстание было подавлено, а его участники были казнены.

В 1935 году школе дарят, уже специально построенное для нее здание на Кропоткинской улице, 12. И опять на немецкую школу упал целый шквал событий: вывод комсорга о том, что "пора превратить немецкую школу из своеобразного закрытого пансионата, куда поступают привилегированные счастливчики, зачастую из мещан, и дети классово чуждых элементов, в обычную советскую национальную школу для детей всех трудящихся".

Осенью 1936 года арестовали четверых учителей школы, в том же году было арестовано 40 родителей учеников. Когда в конце 80-х встретились выпускники школы Либкнехта, выяснилось, что репрессии коснулись в той или иной степени всех без исключения.

7 ноября 1937 г.
Старшеклассники на демонстрации.

Последняя запись в книге приказов школы имени Карла Либкнехта датирована 23 января 1938 года. А 24 января 1938 года Оргбюро ЦК ВКП (б) принимает постановление " О реорганизации национальных школ".

"Произведенной ЦК ВКП (б) проверкой установлено, что враждебные элементы, орудовавшие в наркомпросах союзных и автономных республик, насаждали особые национальные (немецкие, финские, польские, латышские, английские, греческие, эстонские ижорские, вепские, китайские и так далее) школы, превращая их в очаги буржуазно-националистического, антисоветского влияния на детей.
Практика насаждения особых национальных школ наносила огромный вред делу правильного обучения и воспитания, отгораживала детей от советской жизни, мешала их возможности приобщения к советской культуре и науке, преграждала путь к дальнейшему получению образования в техникумах и высших учебных заведениях".

Среди выпускников было много людей сыгравших большую роль в истории не только нашего государства. Вольфганг Леонгард, известный немецкий советолог писал: “Возможно, история ГДР началась в школе им. Либкнехта”. Одной из учениц школы была и О.А. Аросева. ( см. фрагмент воспоминаний из книги)

У немецкой школы оказалась короткая жизнь, короткая жизнь длиною в целую эпоху. В современных школьных учебниках по истории России есть глава: " Тоталитарный режим: формирование и апогей (1921 - 1939)". Чуть длиннее, чем история немецкой школы имени Карла Либкнехта.

Воспоминания О.Аросевой
Воспоминания Б. Кернек
Воспоминания Д.Г.Капелянского
 
История школы.
 

 

 

Hosted by uCoz